Россия только готовится понять как развивать свой северный транспортный коридор

orig-600x3371453795366-1453795251

В последнее время разговоры о якобы «агрессивном» поведении России на арктическом шельфе начинают звучать в мировой прессе все более настойчиво. Чаще всего говорят о богатых месторождениях газа и нефти, которые Москва, мол, вознамерилась «прибрать к рукам». Однако у России в Арктике есть еще один и гораздо более важный интерес — охрана Северного морского пути. На таблице видно, как рос грузо- и товарооборот. Но в 2015 г. все пошло крахом…

«Эффективные менеджеры» России (Минтранса и прочие отвечающие за экспедиции по Северному Ледовитому океану), не смогли организовать перевозки в 2015 г. Такой вывод можно сделать из доклада по итогам 2015 г… За 2015 год Северным морским путем прошло всего 18 судов. Для сравнения — столько в среднем проходит через Суэцкий канал за 9 часов. Или в низовьях Дона проходит за пять часов.

Северный морской путь и "Ядерный зонтик" - Россия в Арктике

Хотя Северный морской путь наиболее удобный и быстрый. Фактически Россия является полноправной хозяйкой Севморпути и контролирует его практически монопольно. Изменения в климате последних лет привели к тому, что длительность навигации растет из года в год. За последние 35 лет площадь льда в Арктике уменьшилась почти в два раза — с 7,1 до 3,45 квадратных километров. Вследствие таяния льдов значительно увеличился срок безледокольной навигации в северных морях, а именно проводка судов с помощью российских ледоколов была самой затратной частью транзита по северным морям, что отпугивало иностранные транспортные компании.

Но ситуация меняется. Если ранее навигация длилась с июля по сентябрь, то сейчас — с июня по ноябрь, при этом в сентябре и октябре льдов практически нет. При этом Северный морской путь позволяет доставлять грузы из Европы в Китай и страны Юго-Восточной Азии почти в два раза быстрее, а, значит, и дешевле: менее, чем за две недели, вместо более,чем четырех. Это существенное преимущество, и, судя по всему, за этим транспортным потоком будущее.

Особенно учитывая, что в последние годы традиционный маршрут через Суэцкий канал и Персидский Залив становится все более опасным из-за политической нестабильности в этом регионе. На русском же севере нет сомалийских пиратов и простоя судов, как в перегруженном Суэцком канале. Вот что мне рассказал эксперт по международным морским перевозкам Игорь Шувалов.

«Россия давно вынашивала планы для более полноценного освоения своих северных морей. Поэтому ей необходимы новые северные морские порты. И потому вслед за ямальской Сабеттой начнется строительство порта в незамерзающей ненецкой бухте Индиге, который, кстати, планировали тут построить еще 50 лет назад. Россия хочет расширять транспортный поток в своих северных морях. Причем это интересно России как с точки зрения собственных транспортных перевозок, так и с точки зрения транзитных грузов», — объясняет Игорь. Но сумеет ли? После сегодняшних цифр о 8 судах закрадываются большие сомнения.

У России сегодня нет даже модели его развития… Ее подрядился делать Аналитический центр при правительстве РФ. Победителем конкурса на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка концептуальных основ конкурентной модели развития Северного морского пути» стал АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Стоимость работ оценивается в 47 миллионов рублей. Об этом сообщает портал Portnews. В свою очередь агентство InfraNews

отмечает, что «Аналитический центр при правительстве РФ» не имеет специалистов по транспорту и разрабатывать модель Севморпути, по настоянию «некоторых чиновников», будет американская консалтинговая компания McKinsey.

Победителем конкурса на подготовку финансово-экономической модели развития Северного морского пути стал Аналитический центр при правительстве РФ, привлекающий к работе компанию McKinsey. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка в интервью ТАСС.

По словам главы ведомства, министерство видит перспективу развития Северного морского пути в части контейнерных перевозок из-за освоения арктического шельфа. Он напомнил, что по поручению президента РФ, первого июля модель развития Севморпути должна быть готова. «Мы рассчитываем подробно обсудить документ в сентябре на Восточном экономическом форуме 2016, где одно из мероприятий посвятим именно Северному морскому пути», — рассказал он.

Отвечая на вопрос о возможности интеграции проекта развития Севморпути с Экономическим поясом Шелкового пути, министр отметил: «Северный морской путь можно называть Северным морским Шелковым путем, если китайским партнерам это нравится. Когда мы говорим о проекте Экономического пояса Шелкового пути, то речь не идет о буквальном воспроизведении той узкой полоски, которая много лет назад существовала. Предполагается формирование экономически рациональных современных транспортных коридоров, связывающих мир и его различные части света».

Есть и региональные проекты полярников, у которых душа разрывается от кремлевской болтовни и реального положения дел, вот что предлагает Мурманская область. Мурманская область выступила с предложением Минвостокразвития и другим заинтересованным федеральным органам государственной власти проработать вопрос формирования потенциальной грузовой базы для организации контейнерных перевозок по Северному морскому пути с использованием морских портов Мурманск и Петропавловск-Камчатский и других дальневосточных портов. Об этом рассказал заместитель областного губернатора Григорий Стратий, принявший участие в заседании Совета по Арктике и Антарктике, сообщает пресс-служба правительства Мурманской области.

«Незамерзающий, глубоководный порт Мурманск – единственный порт в европейской части России с коротким и удобным доступом к океанским магистралям. Отсутствие искусственных защитных сооружений, потребности в ледокольном обеспечении в зимний период делают его наиболее привлекательным для судовладельцев и удобным для обслуживания крупнотоннажных судов», — сообщил заместитель губернатора.

Стратий напомнил, что для реализации государственной программы освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе российской Арктики в порту уже размещены базы обеспечения геологоразведочных и буровых работ дочерних компаний «Роснефти» и «Газпрома». Также на западном берегу Кольского залива компанией «Новатэк» ведется работа по созданию центра строительства крупнотоннажных морских сооружений.

Кроме того, Стратий предложил отметить важность реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла в полном объеме в установленные сроки, включая строительство контейнерного терминала.

«В целях развития портовой инфраструктуры в Мурманской области реализуется федеральный проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Проектом предусмотрено развитие железнодорожной инфраструктуры, строительство угольного терминала на западном берегу Кольского залива, строительство контейнерного терминала», — отметил замглавы Мурманской области. Но были ли он услышан на совещании? Ведь сама страна только готовится к сентябрю создать новую «американскую» модель… при нынешних отношениях России и США… Услышали ли Стратия в Москве увидим по действиям Правительства — будет ли перенесен в Мурманск центр управления Северным морским путем.

Ранее сообщалось, что для охраны Севморпути на всем его протяжении будут созданысемь пунктов береговой охраны. Специально для решения этих задач уже образованы новые пограничные управления ФСБ России по западному и восточному арктическим районам в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. Под места дислокации отвели даже арктические заповедники, а сопротивляющихся этому ученых уволили в спешном порядке.

Справка «РР»

Севморпуть — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Впервые в истории Северный морской путь с запада на восток за одну навигацию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошла экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта в 1932 году. При этом в сентябре 2015 года китайская яхта «Циндао-Чайна» установила рекорд скорости прохождения Севморпути под парусом. Судно потратило на прохождение маршрута 12 дней.

About the Author

РЕГРЕП
Регреп Модераторы-основатели сайта Виктор Корб и Станислав Звонок. Редактор Наталья Базюк(Звонок). Проект сайта Провинциальное агентство новостей (ПАН) - Региональный Репортер (Регреп) запущен в 2003г.