В Архызе создан Аланский христианский центр

КЧР.АРХЫХ.ХРамы. вид с о схемой

Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс VII—XIV вв. н. э. — один из крупнейших памятников раннего Средневековья в Российской Федерации,  с мая текущего года будет функционировать как государственное бюджетное учреждение «Аланский христианский центр». Выездное совещание по этому поводу  на днях провел  в Зеленчукском районе на территории Нижне-Архызского комплекса Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.

КЧР. СОв. в АРхызе. заповедник

Он подчеркнул, что храмовый комплекс — всегда был и останется в собственности республики, и цель образованного государственного бюджетного учреждения «Аланский христианский центр» – комплексное развитие и сохранение уникальных объектов культурного наследия нашей страны для будущих поколений, сообщает  Управление информации Главы и  Правительства КЧР.

В течение мая начнется практическая реализация обустройства центра, куда помимо Нижне-Архызского храмового комплекса вошли Шоанинский и Сентинский храмы, расположенные на территории Карачаевского района.

На совещании руководитель региона обозначили 2 направления, по которым будет сосредоточена работа. Первое – благоустройство. Это зона ответственности органов власти республики и созданного государственного бюджетного учреждения. В первую очередь, будут проведены работы по ремонту дороги и моста, оборудованию въездной группы и мест для стоянки. В разработанной концепции по благоустройству территории учтены зоны питания, детского и семейного отдыха, этнографические элементы.

Второе важное направление – это реставрация и восстановление древних храмов, археологическая составляющая. Как подчеркнул в ходе совещания Глава республики, учитывая, что этим должны заниматься исключительно профессиональные историки и искусствоведы, над разработкой концепции и дальнейшей ее реализацией будут работать специалисты РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский природный музей-заповедник им. М.О. Байчоровой».

Присутствовавший на совещании первый вице-президент Российской Академии наук Юрий Балега пообещал привлечь к этому процессу специалистов РАН.

Так же аккуратно, по мнению Р. Темрезова, нужно подходить и к археологическим находкам, которые, возможно, обнаружатся в ходе проведения работ по благоустройству. Было отмечено, что в этом вопросе потребуется помощь Министерства культуры РФ, исторических институтов. Соответствующие договоренности о поддержке имеются.

Рашид Темрезов дал конкретные поручения участникам совещания и отметил, что Аланский христианский центр, образованный на территории Карачаево-Черкесии, является объектом не только Северо-Кавказского, но и Всероссийского значения.

На месте Нижнего Архыза располагался один из крупнейших духовно-христианских центров Северного Кавказа.  Постановлением Совмина РСФСР № 35 от 28.01.1988 г. комплекс включен в состав Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, а указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 г. объявлен памятником федерального (общероссийского) значения.

В Архызском ущелье расположены древнейшие христианские храмы России.  Сегодя в ведении Южного Карачаево-Черкесского церковного округа Пятигорский и Черкесский епархии  находится  самый маленький и самый древний храм Архызского городища — Ильинский. С 1991 года в нём, как и много веков назад, совершаются регулярные богослужения. Началось восстановление Александро-Афонской мужской пустыни в Нижнем Архызе, ведь в конце XIX начале XX веков на территории древнего Аланского городища существовала православная монашеская обитель.

КЧР. АРХЫЗ.Храмы

Как сообщает епархиальный сайт, 23 ноября 2013, в день колесования святого великомученика и Победоносца Георгия, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в древнем Георгиевском храме, одном из трех христианских храмов Первого тысячелетия, сохранившихся в Нижнем Архызе.

В богослужении участвовали сотни паломники из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании, Ставрополья, Адыгеи, Краснодарского края. Благодаря целевому траншу из республиканского бюджета, паломники теперь могут посещать христианские святыни Нижнего Архыза без внесения платы в кассу Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Епископ Феофилакт поблагодарил главу КЧР Рашида Темрезова за принятое решение, которое поддерживает музей-заповедник материально и освобождает верующих от необходимости платить за право помолиться.

Для справки: из истории.

 Нижний Архыз. Церковь Николая Чудотворца

 Городище Нижнего Архыза расположено на Северном Кавказе, на территории современной Карачаево-Черкесии. Одно из самых крупных среди изученных в настоящее время городищ Северного Кавказа.
По различным, порой ничем не подтвержденным версиям Нижне-Архызское городище — бывшая столица средневекового полиэтнического государства Алания — города Магас (Маас). Само государство и город были разрушены до основания монголо-татарами.

Площадь городища Нижнего Архыза составляет примерно 94,5 га. Четко видно три центральные улицы, переулки, развалины храмов и жилищ. Здесь обнаружено загадочное сооружение – выложенный из камней круг диаметром 80 метров. Предположительно это древний солнечный календарь.
На территории городища Нижнего Архыза сохранилось три средневековых христианских храма грузино-византийского архитектурного стиля: Северный, Средний и Южный. Алания приняла христианство из Византии, так как нуждалась в военной помощи в борьбе с хазарами. Так же в Нижнем Архызе сохранились остатки еще 11-ти небольших церквей, сторожевых башен, руины часовни 10-го века, наскальный образ лика Христа.

В окрестностях городища Нижнего Архыза находится половецкая «каменная баба» — статуя «Держатель чаши».
Немало на территории городища Нижнего Архыза и в окрестностях различного рода остатков производственных помещений: кузница, каменоломни, плавильни металла, гончарные мастерские, мельницы.
Все это говорит о том, что в древности Нижний Архыз был крупный не только духовный, но ремесленно-культурный центр Северного Кавказа.

Однако к XIX веку стал нарастать процесс разрушения древних храмов, которые использовались местными жителями в качестве загонов для скота.

В конце XIX века, с целью сохранения древних храмов и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Свято-Афонский монастырь.

ОБ ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ И МОНАСТЫРЕ, ОСНОВАННОМ ПРИ ХРАМЕ на сайте Соборы.ру  О.М. Золотухина  пишет так.

Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) — резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена — первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель. Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. …Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них — икону Святой Троицы — тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях — византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества…. Среди развалин монастырских построек, сильно пострадавших также и в Великую Отечественную войну, растут крымские сосны, грецкие орехи, липы, плодоносят до сих пор более 50-ти яблонь, посаженных монахами, сохранились подземные ходы, порой в рост человека, ведущие к Зеленчуку. Следует отметить и то, что вся территория монастыря — почти сплошь монашеские захоронения. Только у Северного храма они идут в три яруса, и их более 300. «Южный» зеленчукский храм передан Ставропольской и Владикавказской епархии (ныне – Пятигорская и Черкесская епархия) Русской Православной Церкви и освящен во имя пророка Илии, в нем возобновлены богослужения. Этот храм, еще при постройке в Х веке, был посвящен святому пророку — Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено его древнее имя — Ильинский. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью.

 

About the Author

Регреп
Модераторы-основатели сайта Виктор Корб и Станислав Звонок. Редактор Наталья Базюк(Звонок). Проект сайта Провинциальное агентство новостей (ПАН) - Региональный Репортер (Регреп) запущен в 2003г.